Речь в этой статье пойдет о произведении искусства работы Микеланджело, что стоит на боковом алтаре в церкви Богоматери в Брюгге.

В 2014 году вышел на экраны фильм «Охотники за сокровищами» с Джорджем Клуни, где команда историков и хранителей музея объединяются, чтобы спасти известные произведения искусства, похищенные нацистами, прежде чем Гитлер успеет их уничтожить. Для европейцев фильм послужил очередным толчком еще раз оценить их культурные ценности.

Надпись у скульптуры гласит, что она была сделана для Кафедрального собора в Сьене, в Италии и была куплена брюжанином Яном Ван Мускруном (Giovanni di Mosceroni, ит.).

Является ли это правдой?

В книжечке, продаваемой церковью стоит, что это единственная работа мастера, находящаяся вне Италии.

Это не точно! В Лувре, Эрмитаже и Лондоне также есть работы Микеланджело.

Но эта работа из Брюгге ценилась уже очень давно.

Альбрехт Дюрер пишет в 1521 году в своем дневнике, что он думал, что скульптура была сделана из алебастра, более мягкого материала, чем мрамор, который легче обрабатывать.

В 18 веке премьер Великобритании (1721-1742), Роберт Валпол, проявил желание приобрести ее для своей коллекции.

В 19 веке пишет о ней с восторгом Виктор Гюго.

С  этой Мадонны с ребенком было сделано 24 бронзовых копии. Они находятся в разных католических университетах в Соединенных Штатах.

Скульптура даже пару раз «попутешествовала». Не по своей воле: во время французского правления (1794-1816) ее отвезли в Музей Наполеона, сейчас это Лувр, и во время Второй мировой войны она попала в соляные шахты в Австрию.

Добровольно: в Брюссель в 1948 и на выставку во Флоренцию в 1954г.

Она была сделана Микеланджело по заказу между 1501 и 1505г.г.

Где, это не так ясно:  Флоренция, Каррара, Болонья или Рим…

Для кого, это остается наиболее непонятным.

Существуют две версии.

Первая версия предполагает, что скульптура была заказана итальянским кардиналом Франческо Тодескини-Пикколомини для алтаря в кафедральном соборе в Сиене.

Действительно сохранился контракт, в котором Микеланджело обязуется сделать 15 работ для алтаря.

В этом контракте перечислены очень четкие и строгие условия, например, что скульптор должен вернуть задаток, если не полностью выполнит заказ. Также каждая скульптура должна была проверяться заказчиком по одной, во время процесса их исполнения.

Но Микеланджело закончил только 4 из 15 скульптур, когда начались трения с работодателем. Дискуссия шла о «слишком голом» Христе.

Вторая версия гласит, что скульптура была выполнена по заказу богатой брюжской семьи Ван Мускрун.

Это подтверждается бухгалтерскими записями банкиров Булгуччи. Они работали, и на Микеланджело, и на Ван Мускрунов.

У разных историков искусства свои собственные теории на этот счет.

Так, например, Вильгельм Валентинер (1880-1958), немец, иммигрировавший в США. Принимал участие в создании коллекций крупнейших американских музеев (Метрополитан, Гетти, ЛА, Детройд). Он пишет статью, где утверждает, что скульптура была сделана по заказу Пикколомини. В 1971г. Гарольд Мансури-Унгаро повторяет версию Валентинера, подтверждая это актом 1537г., в котором идёт речь о возвращении обратно задатка. И вторым аргументом, письмом Микеланджело к отцу с упоминанием создания этой Мадонны с ребёнком. Письмо датируется январём 1506г.

Однако другие историки, среди которых Михаил Хирст и Шарль де Толнай, подвергают эту версию сомнению.

На то у них есть свои причины.

Нигде в контракте нет упоминания о «Мадонне с ребенком»; скульптура не соответствует размеру ниши, в которой она должна была быть помещена, ни по глубине, ни по высоте.

И их стилистический аргумент, проблема «мужской» наготы младенца.

В библиографии Вазари (современника Микеланджело) и позже у Кондиви нет и в помине ничего о Пикколомини (прямо в рифму получилось:)).

Да еще и дата заказа скульптуры  для Ван Мускрунов в бугалтерской книге Балдуччи.

Так что еще много неясного о том, как попала сюда, в Брюгге, Мадонна с ребенком работы Микеланджело…

Но приехать посмотреть на неё советую. Тем более, есть такие любители искусства, которые приезжают прямо с самолета на такси полюбоваться на нее, а такси ждет их, чтобы отвезти обратно в аэропорт!

                                                                                                                     Ирина Дынова, ваш гид